Что такое коррекционная школа и какие классы существуют

Содержание
  1. Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают
  2. Специальные классы V вида
  3. Специальные классы I и II вида
  4. Минусы коррекционного обучения
  5. В чем отличие коррекционной школы от обычной
  6. Надомное обучение
  7. Специальные классы III и IV вида
  8. Градация коррекционных классов
  9. Типы коррекционных школ
  10. Обучение детей в коррекционных школах различного вида
  11. Коррекционная школа 1 вида
  12. 2 вид
  13. Коррекционные школы 3 и 4 вида
  14. 5 вид
  15. Коррекционная школа 6 вида
  16. Коррекционная школа 7 вида
  17. Коррекционная школа 8 вида
  18. Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу
  19. Специальные классы VII вида
  20. Инклюзивное обучение в обычной школе
  21. Перевод в обычный класс
  22. Обычная или специальная? В какой школе лучше учиться ребенку-инвалиду
  23. Каждому свой путь
  24. Плюсы специализированного обучения
  25. За кем последнее слово?
  26. Семейное образование
  27. Кого принимают в коррекционный класс?
  28. Нелепые предрассудки
  29. Как устроены спецшколы и что они дают?
  30. Режим труда и отдыха
  31. Где создаются специализированные классы?
  32. Специальные классы VI вида

Коррекционные школы: для чего нужны и какие бывают

Что такое коррекционная школа — это учебное заведение для детей с ограниченными возможностями. Такие дети в силу особенностей своего развития не могут усвоить стандартную школьную программу наравне со здоровыми школьниками. Для них созданы специальные учебные заведения с программами, учитывающими особенности и трудности обучения.

Специальные классы V вида

Они созданы с целью обучения и воспитания детей с тяжелыми патологиями речи. При этом оказывается необходимая помощь для устранения имеющихся заболеваний и связанных с ними особенностей умственного развития. При положительной тенденции развития ребенка его можно перевести в обычный класс. Однако для этого необходимо будет получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии.

Корректирующий класс 5 типа предполагает получение общего начального образования в течение 4-5 лет. Шестилетний семестр является стандартным для общего базового образования.

Первый начальный этап обучения предполагает исправление различных дефектов речи. К ним относятся нарушения сроков речи, звукового произношения и фонематического слуха, а также отклонения в умственном развитии ребенка, связанные с этими патологиями. Учеников обучают навыкам нормальной речи, правильной грамматической формулировке высказываний и расширению словарного запаса.

программа для корректирующего класса

На втором этапе обучения у детей развиваются полноценные навыки письменной и устной передачи информации, что позволяет им легко влиться в жизнь общества. Максимальная вместимость 5-го класса — 12 человек. Исправление имеющихся нарушений проводится не только на занятиях, но и на различных мероприятиях.

Специальные классы I и II вида

Они открыты для обучения и тренировки детей с проблемами слуха. Эти специальные корректирующие занятия предназначены для формирования речевой речи учащихся на основе слухово-зрительного восприятия, для компенсации и коррекции возможных отклонений в умственном и физическом развитии. Педагоги стремятся подготовить этих детей к самостоятельной жизни. В чем разница между этими корректирующими классами? Рабочая программа общеобразовательного процесса разработана специально для глухих детей. Занятие этого класса до десяти человек.

Минусы коррекционного обучения

Одна из основных задач спецкласса — собрать вместе детей с разными медицинскими диагнозами и разными психическими и психологическими проблемами. Не существует универсальной программы. Часто эти дети опаздывают по одному предмету и одарены по другому. Таким образом, ребенок может не разбираться в математике, но при этом рисовать как настоящий художник, криво писать, но иметь способность говорить на иностранных языках (к сожалению, в специальной программе они не предусмотрены).

корректирующий класс 5 тип

Детей из социально незащищенных семей часто направляют в исправительный класс. Такие дети, лишенные родительской опеки, поначалу очень поздно развиваются. Однако при интенсивной учебе они быстро наверстают упущенное. В результате этим здоровым детям надоедает медленная школьная программа.

В чем отличие коррекционной школы от обычной

В коррекционных образовательных учреждениях — детских садах, школах, колледжах и коррекционных классах, работающих в обычных общеобразовательных школах — созданы особые условия, учитывающие тип детей, обучающихся в коррекционной школе — со зрением, слухом, с нарушениями речи, опорно-двигательной система или умственное развитие:

  1. Количество человек в классе невелико (8-12 детей), что помогает учителям уделять больше внимания каждому ученику.
  2. Учителя получили специальное образование или прошли переподготовку для работы с особыми детьми.
  3. Школьная программа адаптирована к особенностям развития детей с ограниченными возможностями. Например, язык жестов преподается в школах для глухих. Нет никаких «ненужных» предметов или тем, неподвластных особым детям. Большое внимание уделяется развитию практических навыков: девочек обучают навыкам шитья, а мальчиков — столярному делу, чтобы выпускники могли получить профессию в будущем.
  4. Поскольку требования к детям не переоценены, а ориентированы на их способности, дети чувствуют себя комфортно: нет косого взгляда, нет насмешек, нет ощущения отсталости со стороны остального класса.

Надомное обучение

Ребенка с ограниченными возможностями можно записать в класс массовой или коррекционной школы, учителя будут приходить к нему домой или проводить дистанционные уроки.

Для организации домашнего обучения в школе необходимо создать ИУП, распределить нагрузку между учителями и рассмотреть возможные формы аттестации.

Для перевода ребенка на домашнее обучение требуется заявление родителей и заключение медико-социальной экспертизы. Кроме того, право на участие имеют только дети с заболеваниями из определенного списка.

Основное преимущество такого образования в том, что оно подходит для детей с ограниченными физическими возможностями и детей со сложными формами инвалидности.

Недостатки:

  • родители должны создавать условия для обучения дома, например открывать дверь учителю, если ребенок неактивен;
  • надомным работникам приходится самостоятельно изучать много материала.

Специальные классы III и IV вида

Они созданы для обучения, воспитания и коррекции отклонений у детей с имеющимися нарушениями зрения. Дети с косоглазием и амблиопией могут быть приняты на эти лечебные занятия.

исправление 3 степени

Основная задача учителей — формирование компенсаторных процессов у студентов. Для этого проводятся не только групповые, но и индивидуальные занятия по дальнейшему развитию тактильного и зрительного восприятия разговорной речи, по социальной направленности, занятия лечебной физкультурой, ритмика. В процессе обучения в таких лечебных классах у детей развиваются коммуникативные навыки.

Для освоения школьной программы слабовидящим ученикам предоставляется специальное оборудование и приспособления для подбадривания. Система Брайля лежит в основе образования этих детей. Педагог использует нестандартные учебные материалы, а также специальные наглядные пособия. Все это позволяет некоторым образом расширить рамки доступности представленной информации.

Градация коррекционных классов

Специальное образование делится на восемь типов. На учебу к ним направляют детей в соответствии с медицинскими диагнозами. Различают следующие виды лечебных занятий:

— I — для слышащих и глухих детей;
— II — для глухонемых;
— III и IV — для слепых и слабовидящих;
— V — для заикания и детей с нарушениями речи;
— VI — для студентов с проблемами умственного и физического развития;
— VII — для детей с умственной отсталостью и СДВГ;
— VIII — для умственно отсталых.

Типы коррекционных школ

Существует 8 типов коррекционных учебных заведений:

  1. Для глухих.
  2. Для глухих.
  3. Для слепых и слабовидящих детей.
  4. Для слепых.
  5. Для детей с нарушениями речи.
  6. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. Для детей с умственной отсталостью.
  8. Школа для умственно отсталых детей.

У каждого вида своя программа и продолжительность обучения.

Обучение детей в коррекционных школах различного вида

Среди родителей бытует мнение, что спецшкола — это клеймо на всю жизнь, что после ее окончания нет возможности получить образование и профессию. Все зависит исключительно от особенностей конкретного человека. В некоторых случаях опасения оправданы: не все особенные дети успешно интегрируются в нормальное общество. Важно объективно оценить способности и возможности сына или дочери. В некоторых случаях следует стремиться к возможности учиться по обычной общеобразовательной программе, даже если есть особенности развития. Учтите интересы вашего ребенка, взвесьте все за и против: возможно, ему понравится в коррекционной школе, учитывающей темпы его развития и его способности, где учиться легче, принося спокойствие и удовлетворение.

Мы учитываем все: от 1 до 8 видов образования в школе: что это такое, как учатся дети, какие документы получают после окончания школы.

Коррекционная школа 1 вида

Предназначен для глухих детей. Учебные группы очень маленькие — 5-6 человек. Учебные классы оснащены необходимой техникой и оборудованием для легкого усвоения и восприятия материала. Язык жестов необязательно преподается для облегчения общения. Обучение разделено на три этапа: начальный, общий и полный. Продолжительность обучения 12-13 лет. По окончании вуза выпускник получает документ государственного образца.

2 вид

В такой школе обучаются слабослышащие дети с частичной потерей слуха и недоразвитием речи. Мальчики разделены на два отделения. В первом изучают детей с легкой степенью инвалидности, а во втором — со значительным недоразвитием речи, являющимся следствием потери слуха. Количество детей в классе не превышает 10 человек. Классы оборудованы системами звукоусиления. Предусмотрены индивидуальные занятия для развития речи. По окончании школы ребенок получает аттестат и при желании сдает экзамен.

Коррекционные школы 3 и 4 вида

Это учебные заведения для слепых и слабовидящих детей, обучающихся на шрифте Брайля. В школах 3-х типов обучаются слепые и дети с остаточным зрением, а 4-й тип предназначен для слепых и детей с другими нарушениями (косоглазие, амблиопия). Классы оснащены специальным оборудованием. В одном классе обучается не более 12 человек. Школьный курс длится 12 лет, по окончании которых выдается сертификат, признанный государством.

5 вид

В таких учреждениях учатся дети с патологиями речи. Детей часто делят на два отделения: в первом — дети с дизартрией, алалией, афазией, а во втором — дети с сильным заиканием. В общем, школа 5 типа — что это такое — языковая школа. С устранением дефекта речи ребенок переходит в обычную школу. Программа в языковых учреждениях общеобразовательная, но с особым языковым режимом. В группе не более 12 человек, с каждым работает логопед. Старшие классы не предусмотрены, дети сдают государственный итоговый аттестат (ГИА) после 9 класса и получают свидетельство об этом — аттестат.

Коррекционная школа 6 вида

Предназначен для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Классы рассчитаны на 10 человек. Дети обучаются по общеобразовательной программе 11-12 лет, непосредственно решающей проблемы со здоровьем. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют умственную или умственную отсталость. В этом случае они обучаются по программам образовательных учреждений 7 или 8 типа, получив аттестат об окончании 9 классов или аттестат государственного образца.

Коррекционная школа 7 вида

Это учреждения для детей с умственной отсталостью (ДПР). Часто это дети с СДВГ. Потенциально это дети с сохранным интеллектом, но слабой памятью, эмоциональной неустойчивостью. Программа общеобразовательная, но адаптированная под особенности детей, классы — по 12 человек. Мальчики учатся с 1 по 9 классы, сдают GIA и получают аттестат. С одобрения комиссии ребенок из специальной школы типа 7 переводится на обычное общее образование.

Коррекционная школа 8 вида

В институте есть специальные классы для работы. Количество человек в классе — не более 12. Программа специально адаптирована и завершается аттестацией по производственному обучению. Некоторые школы типа 8 имеют 10 и 11 классы и предлагают учащимся практическую подготовку. Дети получают не аттестат об окончании школы, а только аттестат, с которым они могут поступить в вечернюю школу, получив там среднее образование и аттестат, или поступить в профессионально-техническое училище и сразу освоить определенную рабочую профессию. Подводя итог, можно сказать, что школа типа 8 — это специальная школа для умственно отсталых детей, где большинство классов посвящено обучению учащихся на рабочем месте.

Кто решает, переводить ли ребенка в коррекционную школу

Российский Закон об образовании не предусматривает обязательного разделения на обычных и особых детей. Ребенок с особыми потребностями не обязательно ходит в специальную школу. Специальные школы создавались не для того, чтобы изолировать особых детей от обычного общества, а для того, чтобы помочь им усвоить знания на доступном уровне. Все дети имеют право учиться в обычных общеобразовательных учреждениях, но насколько это целесообразно и полезно — в любом случае решают только родители. Они попадают в исправительную школу по результатам психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Предложение комиссии по переводу в специальную школу носит рекомендательный характер, поэтому решение о том, в какой школе учиться ребенку — обычную или коррекционную, и ответственность за это решение полностью ложится на плечи родителей.

Специальные классы VII вида

Они предназначены для обучения умственно отсталых детей. Основные признаки данной патологии выражаются в слабости внимания и памяти, а также в отсутствии подвижности и ритмичности.

специальные корректирующие занятия

При посещении таких классов детям обеспечивается нормализация эмоционально-волевой сферы и умственного развития. Учащиеся развивают компетенции и навыки, необходимые для учебного процесса, активизируется познавательная деятельность. Вместимость этого класса — 12 человек. При этом детям оказывается логопедическая помощь.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети учатся вместе в одном классе, проводят перерывы на равных, посещают столовую или школьные каникулы.

Инклюзивное обучение имеет ряд неоспоримых преимуществ:

+ Дети с ограниченными возможностями остаются вместе со здоровыми детьми, и дети быстро привыкают к тому, что все люди разные.
+ Студенты учатся помогать друг другу и развивать сочувствие.

Тем не менее, включение считается спорным вариантом обучения, потому что оно создает ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребенку в учебе, но вместе с тем не имеет права принимать его без создания особых условий, например наличия пандусов.
  • Создание особых условий может быть проблемой, которую школа не может решить самостоятельно. Следовательно, не у всех образовательных организаций есть бюджет на штатного дефектолога и наставника.
  • Администрация некоторых школ приветствует детей с ограниченными возможностями для получения статуса «инклюзивной школы», но не направляет учителей на переподготовку. В результате учителя просто не знают, как работать с классом с ребенком, имеющим проблемы со здоровьем.
  • Многие родители стремятся сделать своего ребенка инвалидом «как все» и полностью забыть о его индивидуальных потребностях. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с инвалидностью. Все это приводит к психологическим травмам и конфликтам.

Перевод в обычный класс

Дети, обучающиеся по специальной программе, имеют возможность получать знания вместе со своими сверстниками. Чтобы перейти в нормальный класс, ребенок должен иметь положительную динамику развития. Кроме того, он должен успешно освоить специальную программу. Такой перевод возможен при принятии соответствующего решения психолого-медико-педагогическим советом, а также с согласия самого студента.

Обычная или специальная? В какой школе лучше учиться ребенку-инвалиду

Каждому свой путь

В последние годы во многих странах дети-инвалиды учились вместе со своими здоровыми сверстниками. Эксперты сходятся во мнении, что в долгосрочной перспективе все больше и больше детей с особыми потребностями будут ходить в обычные общеобразовательные школы. Но российские школы еще не готовы к адаптации «особенных» детей. У них нет ни специалистов, ни оборудования, ни разработанных для этого методик.

В то же время, говоря о развитии инклюзивного (то есть совместного) образования, нельзя разрушать существующую систему специальных школ. В этих школах накоплен обширный опыт обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями.

Во всех регионах России в комитетах образования есть структурные подразделения, которые занимаются такой работой. В Санкт-Петербурге эти обязанности возложены на Диагностический и консультационный центр. В нем работают более пятидесяти специалистов: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи.

Одна из основных задач центра — определение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка с «особыми потребностями». В одних случаях рекомендуется учиться в обычной школе, в других — в специальном учебном заведении. Решение принимает комиссия специалистов после всестороннего детального обследования ребенка.

Плюсы специализированного обучения

В коррекционных классах школ обучается от семи до четырнадцати учеников. При большем количестве учеников ставка должна быть назначена еще на одного учителя. В этом случае формируется дополнительный корректирующий класс. Небольшое количество детей позволяет уделять каждому из них максимум внимания.

коррекционные курсы в школах

Положительной стороной этого занятия является то, что работу со студентами проводят не обычные учителя, а педагоги-дефектологи. Эта специальность преподается в вузах. Дефектологи призваны работать с детьми, у которых сложный медицинский диагноз. Эти учителя могут найти ключ даже для самых трудных детей.

Логопеды работают со студентами, проходящими коррекционные курсы в школах. При необходимости такое обучение проводится индивидуально. С детьми, посещающими лечебный класс, работают психологи. При необходимости эти специалисты консультируют родителей.

В расписании корректирующих занятий учтено привлечение особенных детей. Он включает в себя простейшие упражнения и занятия. Это позволяет ребенку подниматься по учебной лестнице микроскопическими ступенями. Другими словами, такая специальная программа идет в ногу с задержкой развития учащегося.

За кем последнее слово?

Оценки Диагностико-консультационного центра носят рекомендательный характер. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все дети с ограниченными возможностями имеют право обучаться в обычных государственных школах по месту жительства. Последнее слово за родителями. И реализация этого права может быть достигнута в судебном порядке.

Таким образом, происходит так называемое «самопроизвольное включение» — явление опасное! Например, специалисты центра советуют конкретному ученику пройти обучение в специальной школе для детей с умственными и умственными недостатками. И родители, несмотря на эти рекомендации, настаивают на том, чтобы он оставался в обычной школе…

Опыт показывает, что в таких случаях может быть нанесен непоправимый ущерб психическому здоровью ребенка. В обычных школах эти дети часто чувствуют себя изгоями, не могут воспринимать учебную программу, не могут наладить отношения с одноклассниками. Часто дети с интеллектуальными и умственными недостатками полностью отказываются ходить в школу. Каждый школьный день становится для них пыткой!

А в спецшколах трансформируют детей с ограниченными возможностями. Учеба приносит им радость, они заводят новых друзей. Мальчики и девочки оказываются среди «друзей».

Кстати, инклюзивное образование — не единственная форма интеграции детей-инвалидов в общество их здоровых сверстников. Большое значение имеют внеклассные занятия, совместное участие в спортивных соревнованиях, художественных конкурсах… Поэтому ученики обычных школ могут узнать о достижениях своих «особенных» сверстников.

Семейное образование

Семейное образование означает получение образования вне школы, то есть автономное развитие программы. При этом ответственность за качество образования ложится на плечи родителей.

Вы можете учиться дома самостоятельно или дистанционно в онлайн-школах. Чтобы перейти на семейное воспитание, необходимо проинформировать Департамент образования, бросить школу, выбрать школу для аттестации и организовать сам учебный процесс.

Семейное обучение имеет много преимуществ:

+ дети могут учиться в комфортном темпе и с оптимальной нагрузкой;
+ весь учебный процесс проходит дома в комфортной обстановке;
+ родители не могут учить в одиночку, а выбирают онлайн-школу;
+ у детей появляется время для дополнительных занятий или хобби.

Недостатки:

— трудоемка для родителей, если они хотят учить ребенка самостоятельно;
— при неграмотной организации учебного процесса дети не успеют за расписанием;
— для прохождения промежуточных аттестаций необходимо прикрепление к массовым школам, при этом сложно найти образовательную организацию для аттестации по адаптированной программе;
— дистанционное образование не очень доступно для детей с нарушениями слуха, зрения, множественной инвалидностью;
— онлайн-школы платные.

Кого принимают в коррекционный класс?

Специальное образование в общеобразовательной школе получают дети, которые сталкиваются с некоторыми трудностями в получении знаний и плохо адаптированы в коллективе. Как правило, у таких студентов проявляются незначительные нарушения в работе мозга, центральной нервной системы, а также задержка по эмоционально-волевому типу.

виды лечебных занятий

Дети с тяжелыми отклонениями в развитии не принимаются в открытый коррекционный класс общеобразовательной школы. Это включает:

— тяжелые нарушения слуха, зрения, двигательных форм и речи;
— задержка психического развития;
— выраженные нарушения коллективного общения, в виде раннего аутизма.

Нелепые предрассудки

Не секрет, что специальные (коррекционные) школы для детей с психическими и психологическими нарушениями развития вызывают особое недоверие у родителей, хотя их сыновьям и дочерям рекомендуется учиться в них…

Это нелепые предрассудки! Некоторые дети по состоянию здоровья не могут полностью освоить стандартный школьный курс математики или физики, но у них есть другие таланты. Многие из них достигают успехов в художественном творчестве, в адаптивной физической культуре…

Проблемы психического и умственного развития не означают, что дети не могут учиться. Они активно развиваются. Просто их путь к знаниям несколько отличается от образовательного пути большинства школьников.

Как устроены спецшколы и что они дают?

Есть несколько основных моментов, которые больше всего волнуют родителей при принятии решения о переводе ребенка в спецшколу.

  • Во-первых, все типы специализированных исправительных учреждений, за исключением последних 8, предоставляют детям основное и общее среднее образование, которое после окончания учебы подтверждается документом установленного государственного образца.
    школьные сертификаты
    Выпускники 9-11 классов сдают соответствующие им аттестационные экзамены, вопросы которых разрабатываются с привлечением учителей с корректирующей квалификацией. Документ (аттестат) об окончании и описание с перечнем работ, которые они могут выполнять, получают только выпускники 8-го типа.
  • Во-вторых, нельзя забывать, что спецшкола — это не бренд на всю школьную жизнь. Обучение в спецшколе не мешает ребенку перейти в обычное учебное заведение, если он справляется с программой и позволяет его тип болезни. Такой перевод осуществляется на основании решения местного управления образования совместно с психолого-медико-педагогической комиссией. Например, в спецшколах 5-го и 7-го типов такая возможность предусмотрена прямо в законе.
  • В-третьих, в таких специализированных учреждениях ребенку с ограниченными возможностями здоровья оказывается поддержка его здоровья и профессиональное лечение, чем не могут похвастаться обычные школы, в которых есть лечебные классы.
    физиотерапия в школе
    В зависимости от типа исправительного училища наряду с учебным процессом в обязательном порядке проводится необходимое медикаментозное лечение, физиотерапия, в них работают психологи и физиотерапевты.
  • В-четвертых, среднее количество учеников в классах не более 12, что позволяет уделять каждому больше внимания.

Стоит отметить, что стандартный срок освоения школьной программы для «специальных учеников» может варьироваться в зависимости от заболевания, но в основном составляет 12 лет. В 1-м и 2-м классе начальной школы «сидят», как правило, на пару лет дольше, чем в обычном.

Но, вне зависимости от периода обучения, все спецшколы нацелены на то, чтобы ребенок прошел уровень общего образования и получил трудовую и социальную подготовку, оставив порог образовательного учреждения в самостоятельной жизни.

Режим труда и отдыха

Для учащихся коррекционных классов наиболее целесообразной считается работа в первую смену. При этом распорядок дня выстраивается с учетом низкой работоспособности и быстрой утомляемости.

Для детей, посещающих классы с 1 по 3 коррекционные классы, введены дополнительные каникулы. В феврале эти дети могут отдыхать в течение семи дней.

Где создаются специализированные классы?

Процесс обучения детей с задержками в развитии можно организовать в любом образовательном учреждении. Тем, кто не знает, что такое коррекционный класс в школе, стоит пояснить, что в него поступают дети из специальных групп дошкольных учреждений. Кроме того, регистрация возможна только с согласия родителей по их письменному запросу.

корректирующий класс
Корректирующий класс, как правило, открывается на начальном этапе школьной программы. Кроме того, он продолжает функционировать до тех пор, пока вы не получите неполное среднее образование. Для работы с детьми в состав учреждения входят специально обученные педагоги. Кроме того, в школе должна быть научно-методическая литература, а также материальная база, соответствующая направлению занятий. Все это позволит организовать учебный процесс, а также оказать профилактическую помощь и поддержку этим особенным детям.

Коррекционные классы в школах открываются по приказу директора. При этом должно быть обязательное заключение психолого-медико-педагогической консультации школы на каждого из детей, а также психолого-медико-педагогической комиссии района.

Специальные классы VI вида

Обучают детей с ограниченными возможностями опорно-двигательного аппарата. В таком специальном классе решаются задачи комплексной коррекции языковой, познавательной и двигательной сфер учащихся. Целью этого тренинга также является социальная и производственная адаптация детей к жизни общества. Максимальное количество людей, с которыми должен иметь дело учитель, не должно превышать десяти.

Оцените статью
Блог про школу