Методика: последовательные картинки для дошкольников – описание, плюсы и минусы, игры

Описание методики

Суть метода заключается в проверке способности дошкольника фиксировать причинно-следственные связи и составлять полное описание полученной последовательности изображений.

Работа ребенка с предложенным материалом включает два этапа:

  1. Постройте логическую цепочку из нескольких изображений, связанных между собой по смыслу, но смешанных.
  2. Составьте связный рассказ на основе изображений.

Последовательные изображения в неправильном порядке - тест для дошкольников
В зависимости от возраста дошкольника количество картинок может быть разное, обычно от 3 до 6. Учитель раскладывает карточки перед испытуемым и предлагает расположить их по порядку. Несколько параметров записываются в протокол и учитываются при оценке результата:

  • время, необходимое ребенку, чтобы нарисовать логическую цепочку;
  • количество ошибок;
  • как дошкольник складывал картинки и исправлял ошибки (если они были) — сам или с помощью вопросов психолога.

Следующий этап теста — составить рассказ на основе полученной последовательности. Обычно количество предложений в описании соответствует количеству самих стикеров. Это считается нормальным явлением. Наивысший уровень определяется подробным рассказом с использованием относительно сложных грамматических структур и наличием эмоциональной составляющей (ребенок выражает свое отношение к описываемым событиям).

Последовательные образы для детей

Без необходимого уровня развития базовых навыков детям будет сложно освоить школьную программу. Поэтому данный метод анализа особенно актуален для дошкольников 6-7 лет.

Тест позволяет оценить сразу несколько параметров, важных для будущего первоклассника:

  • логическое мышление;
  • воображение;
  • речь.

С той же целью используется аналогичная техника «рассказать по картинке». В этом случае используется не набор разрезанных карт, которые можно перетасовать, а готовая последовательность из 4 и более дизайнов. Здесь при оценке результатов специалисты уделяют первостепенное внимание активному словарному запасу ребенка, считая количество частей речи, используемых в различных формах, а также сложных предложений и структур.

Мальчик не может выполнить задание

Истории в картинках

Предварительно вырезав изображения по пунктирным линиям, предложите ребенку расположить изображения по порядку и составить на их основе рассказ.

Игра способствует развитию воображения, связной речи, логического мышления, наблюдательности и внимания.










Типы композиционных структур

Сами по себе эти правила — отличное начало хорошей композиции, но есть еще много других нюансов, которые следует учитывать. Мы называем это композиционными структурами. Они основаны на фокусах вашего изображения.

С одной точкой фокуса

Единая структура фокуса подразумевает, что изображение имеет только одну главную точку фокуса. Обычно он располагается на основном предмете, которым вы хотите привлечь внимание зрителя в первую очередь. Все остальное на изображении подтверждает эту точку зрения.

Это единая структура от легендарного Фрэнка Фразетта:

Фокус находится на средней линии композиции; наше внимание сразу обращено на глаза пилота. Глаза лошади находятся на горизонтальной средней линии, возможно, чтобы привлечь больше внимания.

Для дополнительного визуального интереса Фразетта добавляет глубину фону и рисует орлов, летящих сквозь дым. Художник использует более светлые тона, чтобы передать воздушную перспективу. Четкий силуэт и четкие формы объекта создают прекрасную графическую композицию, привлекающую внимание зрителя.

Другой пример структуры с единственной точкой фокусировки — картина Дэйва Рапозы, который, кажется, также использует композицию средней линии.

И снова взгляд следует за вертикальной срединной линией, он притягивает взгляд! Случайно ли, что рука тоже находится по средней линии?

Если разделить изображение на формы, мы заметим, что в нем создается симметрия за счет расходящихся от головы сторон треугольника. Треугольник символизирует силу и стабильность, которые дополняют суть персонажа, изображенного на иллюстрации.

Небольшая асимметрия проявляется в линиях меча и ног, добавляя разнообразия и визуального интереса статичной позе. Также есть контраст в дизайне форм; они гармонично сочетаются с небольшим разнообразием меняющих ритм деталей. Облака на заднем плане намеренно расположены таким образом, чтобы действовать как ориентиры и указывать на лицо персонажа.

Несмотря на то, что это композиция по средней линии, в ней также можно отметить правило третей. Например, лицо находится во второй трети верхней половины изображения.

Со множественными точками фокуса

Многоточечная конструкция подразумевает, что в дизайне больше фокусов. Каждая точка может быть в равной степени важна, но чаще всего есть главный фокус, поддерживаемый вторым, третьим и последующими точками.

На этом изображении Петр Яблонски использует структуру с несколькими фокусными точками в сочетании со средней линией и правилом третей в композиции.

Первое, что мы видим в иерархии, — это лицо человека справа. Мы обращаем на это внимание главным образом потому, что в этой части изображения больше контраста между светом и тенями, а также потому, что он расположен прямо над одной из точек пересечения в правиле третей.

Следующее лицо, на которое мы обращаем внимание, — это дама с сигаретой. Вроде бы главный герой фото, но автор решил показать его как второй. Он сидит между двумя точками пересечения по правилу третей, и его глаза идеально совпадают с горизонтальной средней линией. Вы также можете заметить, что кончик его сигареты находится прямо на пересечении средних линий, становясь второстепенным фокусом, который постоянно привлекает наше внимание к центру изображения.

В конце концов, у нас есть третий главный фокус — мужчина, стоящий за женщиной. Итак, наш взгляд блуждает между этими тремя фокусами и сигаретой. Вы заметили, что курение играет определенную роль в соединении этих узловых точек? Это всего лишь один из способов, которые художник использовал, чтобы добавить визуального интереса, удержать наше внимание и «бросить нас» в пространство изображения. Петр Яблонски также использует контрастные формы и ориентиры для создания композиции.

Иллюстрация Джессики Эйхенарт содержит структуру с несколькими фокусными точками в композиции со средней линией:

Снова мы замечаем, как взгляд следует вертикальной средней линии. Это не типичное правило композиции третей. Однако, если мы разделим верхнюю половину изображения на трети, мы увидим, что глаз персонажа находится рядом с одной из точек пересечения. Этот эффект демонстрирует важность третьих лиц как таковых.

Лицо персонажа является основной точкой фокусировки из-за позы, контраста света, теней, необычного цвета глаз и количества деталей, сконцентрированных вокруг. Следующий фокус находится на изгибе его фигуры, подчеркивая соблазнительный характер персонажа. Далее нас переносят на задний план, где происходит бой, затем на Луну и обратно, к точке, где персонаж истязает свою жертву.

Внизу изображения также есть несколько второстепенных фокусных точек, которые помогают кадрировать объект и удерживать взгляд. Некоторые из них кажутся спорными с точки зрения визуальной иерархии и уже субъективно зависят от зрителя.

Визуальный интерес иллюстрации усиливается чувством глубины художника. Также есть особый смысл в использовании размытия на переднем плане и на заднем плане с истребителями. Пересечение перекрывающихся элементов фигуры также работает в глубину. Создается впечатление четко очерченной перспективы, а диагонали зданий добавляют изображению ритма и напряжения. В картине очень сильная визуальная иерархия.

Рамочная структура

Структура кадра состоит из нескольких элементов, которые окружают основной объект или фокус. Эта схема используется для поддержания интереса зрителя.

Картина Карлы Ортис является примером классической структуры кадра, которая также следует правилу третей, хотя главный фокус, лицо героини, находится немного правее верхнего левого пересечения. В этом случае тело девушки расположено ровно на перекрестке слева внизу.

В лице героини сильнейший контраст светлых и темных тонов, а также количество деталей на небольшом пространстве. Это делает его особенно заметным на изображении. Наконец, фигура персонажа, кажется, обрамлена воронами, деревьями и лестницей, которая привлекает наше внимание к фону.

Изображение имеет невероятное ощущение глубины, а замок на заднем плане также позволяет фигуре лучше выделяться. Замок менее контрастен, что говорит о его удаленности. Практический совет: объекты, расположенные дальше от наблюдателя, имеют меньший контраст из-за воздушной перспективы.

Также можно обратить внимание на дизайн одежды, линии которой уводят зрителя от ворон к лестнице. Деревья вдалеке едва очерчены узорами и цветами. Это сохраняет концентрацию и внимание зрителя на более важных элементах и ​​позволяет глазам отдохнуть. Это также помогает зрителю наполнить пространство элементами своего воображения.

Это изображение хорошо сбалансировано. Например, верхний левый прямоугольник довольно детализирован, а нижний правый прямоугольник темнее и проще.

Эта иллюстрация Якуба Росальского использует рисунок и правило третей:

В фокусе находится женщина на переднем плане слева, поскольку она расположена прямо на нижнем левом пересечении линий.

Вертикальные полосы на юбке также привлекают к ней внимание зрителя. Однако главный объект на изображении — механическая фигура, обрамленная силуэтами людей в поле и двумя механическими объектами по бокам. Также обращает на себя внимание яркое пятно на центральном механизме. Человеческие фигуры находятся в нижней трети изображения, а верхние части роботов находятся во второй трети изображения, усиливая работу третей.

Многие захватывающие изображения используют глубину. Мы можем видеть это в нашем примере: изображение имеет четкое разделение на передний план, среднюю и фоновую плоскости, скромные детали которых побуждают наш мозг думать об элементах.

Путевая структура

Структура следа — это серия фокусных точек, разбросанных по изображению, чтобы направить зрителя к главной фокусной точке. Иногда все фокусы одинаково важны для композиции и создают в ней визуальный путь или петлю.

В рисунке Эйтана Заны используется много типов композиций. В основном это правило третей, применяемое к главному координационному центру. Фигура человека самая яркая и, контрастируя с фоном, еще больше бросается в глаза. Здесь также можно наблюдать золотое сечение, которое помогает расположить элементы композиции. В областях фокусировки их больше, но по мере удаления от центра детали постепенно тускнеют.

Перед нами композиция с фокусом, но она усилена элементами, заправленными в структуру направляющего трека. Многие другие фокусы разбросаны вокруг центрального. Однако здесь можно обсудить тему композиции: кому-то она покажется рамкой, так как выделенные розовым фрагменты полностью окружают главный фокус.

Также были добавлены некоторые интересные детали: прямые и закругленные элементы отлично смотрятся вместе, а форсунки водопадов помогают разделить и уравновесить остальную часть сцены с окружающей темнотой. Основная линия выделена синим цветом, эта тень обрезает изображение и направляет взгляд на главную точку фокусировки.

И в этой картине Якуба Розальского — сложная композиция, полученная по множеству правил:

Перед нами смесь правила третей и золотого сечения, а также множество ориентиров и фокусов внутри. В левом верхнем углу изображения доминирует фигура механического объекта, а женщина, занимающая второе место в визуальной иерархии, «добавляется» к группе деталей и сразу привлекает внимание зрителя. Что касается золотого сечения, то самая загруженная часть изображения — это верхний левый угол, и если вы будете двигаться от него по спирали, детали постепенно начнут уменьшаться в размерах.

Два всадника на лошадях образуют направляющую структуру, становясь в дальнейшем координационными центрами. Если вы посмотрите на изображение как на пример композиции со средней линией, вы заметите, что лошади находятся на перекрестках, а всадник в центре находится близко к вертикальной линии. Верхняя часть головы второй лошади опирается на вертикальную среднюю линию, которая также разделяет небо и землю. Всадник второй лошади вставлен в картину по правилу третей.

В целом, это изображение построено интересным образом, с хорошо проработанной глубиной и детализацией, пересекающимися элементами, ориентирами и хорошим соотношением пустых и сплошных областей для отдыха глаз. Есть также контраст в настроении иллюстрации; красивая природа сталкивается с опасными боевиками.

Симметричные и асимметричные структуры

В симметричных структурах обе стороны изображения отражаются относительно центральной линии. Когда одна сторона частично отличается от другой, что нарушает зеркальное отображение изображения, возникает асимметрия.

Симметричная композиция в наши дни не очень популярна, однако она была чрезвычайно распространена в прежние времена и обычно ассоциируется с религиозными произведениями. Симметрия символизирует единство, равновесие и святость. Одним из примеров является «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, в которой используется единый фокус и симметричная структура со средней линией композиции.

Первое, что бросается в глаза, — это положение Иисуса, который находится прямо в центре изображения, в то время как остальные фигуры равномерно распределены по средней линии. Иисуса выделяет окно контрастного света позади него.

Все линии перспективы сходятся на лице Иисуса. Левая сторона намного темнее правой, что помогает сбалансировать изображение. В свою очередь, фигуры с обеих сторон отличаются друг от друга, что вносит в фреску элемент асимметрии.

Другая картина эпохи Возрождения Рафаэля сочетает в себе единую структуру фокуса, руководящие принципы и структуру кадра в композиции средней линии:

Точка схода находится примерно в начале пути, по которому идут философы, что определяется углами наклона других объектов, обозначенных желтыми линиями. Розовые линии показывают, как фигуры обрамлены окружающими предметами на картине, а интерес к изображению проистекает из разнообразия форм.

Преимущества и недостатки методики

Как и любой другой инструмент оценки развития, метод последовательной визуализации имеет свои преимущества и недостатки. Его несомненные преимущества следующие:

  1. Легкость реализации. Найти серию картинок в Интернете и распечатать их не составит труда ни учителям, ни родителям. Найти желаемый уровень сложности несложно. Любая мама способна хотя бы приблизительно оценить качество исполнения.
  2. Показательность. Тест помогает не только оценить интеллектуальные способности здорового ребенка, но и выявить возможную задержку умственного развития. Если в 6 лет ребенок затрудняется описывать картинки даже с помощью задаваемых вопросов, это сигнал для родителей обратиться к специалисту.
  3. Эффект развития. Само по себе выполнение таких заданий очень полезно дошкольникам от 4 лет. Игры, основанные на анализе последовательных образов, тренируют те же навыки, которые оцениваются в тесте: логику и язык.

Недостатки тестирования в основном связаны с человеческим фактором, как со стороны испытуемого, так и со стороны испытательной комиссии:

  1. Искажение результата из-за индивидуальных особенностей ребенка. К 6-7 годам личность дошкольника уже во многом сложилась — у каждого свой характер. Кто-то охотно демонстрирует словарный запас, обсуждая вслух уже на этапе составления логической последовательности, а кто-то с трудом подбирает слова из боязни ошибиться или чувствовать себя скованным перед незнакомыми людьми в незнакомой обстановке.
  2. Субъективность оценки. Иногда принадлежность к разным поколениям мешает ребенку и психологу прийти к общему пониманию смысла задания. Например, если ребенок видел в Интернете видео, где козы лазают по деревьям или кошки, которые любят плавать, он или она предоставляет комитету соответствующую информацию, которая оценивается старшими как ложная и вызывает сомнения относительно уровня ребенка развития в дошкольном возрасте.
  3. Неуверенность ребенка. Этот пункт следует за предыдущим: часто дети не могут отстаивать свою позицию, если взрослый предполагает, что ответ не соответствует его ожиданиям. Поэтому для получения более четкой картины необходимы другие тесты, например, на способность к обобщению и воображению.

Успешность методики зависит от многих факторов, но в основном показывает результаты, близкие к цели, особенно если ребенок является воспитанником дошкольного образовательного учреждения. Умение вести себя в подобных ситуациях — тоже очень важная черта развивающейся личности, она будет полезна ребенку уже в первом классе.

Правила композиции

Числа Фибоначчи

Числа Фибоначчи — это последовательность, в которой, начиная с 0 и 1, каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.на Вкл).

Эта математическая последовательность часто используется в компьютерных системах и часто встречается в природе, от принципа ветвления деревьев до роста цветов и человеческих пропорций.

По совпадению, последовательность Фибоначчи подтверждается совершенно другим правилом, встречающимся в природе: «Золотым сечением».

Золотое сечение

«Золотое сечение» — это особое соотношение, полученное путем деления линии на две части, так что большая часть связана с меньшей частью так же, как вся линия связана с большей частью.

Результатом этого определения является число φ (фи) = 1,681, которое используется в природе при делении или умножении органического материала.

Срединная линия

Средняя линия — это композиционное правило, при котором изображение делится пополам по вертикали или горизонтали. Фокус обычно находится где-то вдоль этой линии, и изображения по обе стороны от этой линии соответственно сбалансированы. Это правило используется не всегда, но оно может быть чрезвычайно эффективным в более простых композициях при размещении ключевых элементов по средней линии.

Правило третей

Правило третей — не единственное истинное и исключительное, но это идеальный инструмент для создания хорошей композиции, где ключевые элементы находятся в точках пересечения сетки 3×3. Это хороший ориентир и способ сделать изображение более интересным.

Правило нечетных чисел

Это неписаное правило, однако считается, что нечетное количество предметов более привлекательно, чем четное. Если у вас есть более одного объекта на вашем изображении, лучше всего выбрать композицию как минимум из трех элементов, а обычно из трех, потому что с пятью, семью или более объектами может начаться визуальный беспорядок.

Составление рассказа по серии картинок “Времена года”

Из этих иллюстраций сложнее составить рассказ, поскольку сам рассказ будет более описательным: меньше глаголов, больше прилагательных.

Примечание: автор иллюстраций, взятых из открытых источников, не известен. Если вы знаете художника, напишите в комментариях или через страницу контактов, чтобы вы могли указать авторство!

Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов
Разработка рассказа на основе серии сюжетных образов







Времена года








Пересказ сказок по опорным картинкам

Тематические изображения для составления рассказа для дошкольников по сказкам и временам года. Вспомогательные образы для сказок: Колобок, Рапа, Теремок.
























Если у ребенка не получается составить сюжетный рассказ

Если рассказ ребенка резкий, изможденный, бедный предлогами и прилагательными, без использования ярких образных фраз, помогите ему.

Вы можете использовать основные вопросы:

  • сколько персонажей на картинке?
  • как он / они выглядят? Во что они одеты, какое у них настроение?
  • что они делают?
  • какое время суток, время года на картинке?
  • Понравилась картинка? Герой хороший или плохой? Вы бы подружились с ним / ними?

В свою очередь предлагаю составить рассказ на основе серии сюжетных образов. Постарайтесь: история должна быть яркой и увлекательной, как у писателей-фантастов! Ребенку нужно почувствовать разницу.

Затем ребенок повторяет попытку составить рассказ по тем же карточкам (если он не устал). Неважно, если вы обнаружите ревизию: она также обогащает речь новыми словами и фразами, тренирует память и звуки.

Конечно, сочинение рассказа — более сложное занятие, чем пересказ, и совершенно необходимо развить навык сочинения рассказа в режиме монолога до школы.

Игры на основе методики

Рекомендуется начинать упражнения с последовательностью изображений в раннем возрасте, дома или в детском саду. Это нужно не столько для подготовки к экзамену, сколько для развития детей. Для самых маленьких подойдут изображения, на которых изображен объект, который со временем меняется: например, цветок, растущий из земли, или тающий снеговик.

Лепим глиняный горшок

Упражнение такого типа можно предложить уже 3-летнему ребенку. Важно, что в этом случае мы управляем не речью, а только логическим мышлением, поэтому взрослый рассказывает историю сам, вписывая ее в само задание:

  1. Разложите перед ребенком три карточки, переставив, например, две последние.
  2. Предложите ребенку поиграть в горшечника, расположив соответствующие изображения в правильном порядке: «Сначала сделаем сам горшок, потом сделаем для него ручки, а теперь давайте добавим крышку».
  3. Перетасуйте карточки и попросите ребенка исправить возникшие ошибки.

В зависимости от того, насколько успешно ребенок принимает игру, она должна быть сложной или упрощенной. Если он все еще не может сам расположить изображения в правильном порядке, он не должен настаивать или выражать недовольство каким-либо образом.

Чтобы ребенку было интереснее выполнять задание, придайте ему игривую форму — придумайте забавное имя для гончара, предложите расписать вазу.

Дети играют в карты

Оцените статью
Блог про школу