«Обычно в школе тебя тянут, а тут ты сам себе директор»

Содержание
  1. Что такое индивидуальный образовательный маршрут?
  2. Ученики, находящиеся на заочных или очно-заочных формах обучения, сторонники семейного образования или школ с альтернативными методиками преподавания самостоятельно распоряжаются своим временем.
  3. Здесь любой учитель готов оказать помощь — это основное отличие от моей старой школы. Для меня было открытием, что, если ты не хочешь что-то делать, ты можешь этого не делать. Твои проблемы не обесцениваются, о тебе заботятся и полностью тебя принимают.
  4. Как составить индивидуальный учебный план
  5. Кто составляет индивидуальный учебный план
  6. Особенности плана индивидуаьного обучения
  7. Как оформляют переход на ИУП
  8. Образец бланка заявления на перевод
  9. Как построить индивидуальный образовательный маршрут?
  10. Далее школа и родители заключают договор, в котором прописывают детали: например, что ученик не посещает школу по средам, а также уроки ИЗО в связи с обучением в художественной школе; не ходит на уроки русского языка, который изучает в онлайн-школе, где и получает оценки, а госшкола заносит их в ведомость согласно договору о сетевом взаимодействии.
  11. Также Полина отмечает: независимо от трендов на рынке труда, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, сотрудничать, быть лидером там, где того требует ситуация, активность и инициативность не менее ценны, чем знания. Но, обучая всех по одной программе, добиться таких результатов сложнее.
  12. Как оформить переход на индивидуальное обучение
  13. Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе
  14. Индивидуальный учебный план для детей с ОВЗ
  15. Кто может перейти
  16. Как индивидуальные образовательные траектории влияют на социальное неравенство?

Что такое индивидуальный образовательный маршрут?

Сегодня мы все чаще видим, что сценарии успеха старшего поколения больше не работают. Учеба в университете больше не является гарантией стабильной карьеры, и смена деятельности — скорее правило, чем исключение. Только за последний год около четверти россиян сменили профессию. Консалтинговая компания McKinsey прогнозирует, что в следующие 10 лет количество работников, решивших перейти в другой сектор, увеличится на 12% во всем мире%.

В результате появляются новые тенденции в образовании. Индивидуальные программы обучения (IOM) заменяют раз и навсегда утвержденные стандартные учебные программы. Суть этой техники в том, что каждый человек строит свой личный путь к знаниям, а это значит, что он может исправить его в любой момент, если его цели, потребности и ценности изменятся.

Также можно построить индивидуальную дорожку в обычной средней школе. Однако студенты, выбирающие альтернативные методы обучения, обычно имеют для этого больше инструментов.

Ученики, находящиеся на заочных или очно-заочных формах обучения, сторонники семейного образования или школ с альтернативными методиками преподавания самостоятельно распоряжаются своим временем.

Вот пример.

Проучившись в государственной школе 9 лет, Туся Ширкова перешла в Демократическую школу № 5, 7 подъезд, где ей был предложен более удобный и бесплатный формат обучения.

«У нас есть дневная школа, но я живу в 120 км от Москвы, поэтому хожу на занятия раз в неделю, а остальное время учусь онлайн. Мы все ходим в школу и утром собираемся на общее собрание: голосованием решаем, что делать сегодня. Например, один из учеников предлагает поиграть в футбол, кто-то — пойти в музей или взять определенный урок химии. Потом нас распределяют по интересам, и так день идет. У нас нет уроков, четких уроков и расписания. Школа — это место, где вас ждут и готовы поддержать любую вашу инициативу. Но в то же время инициатива должна исходить от вас. Я сам согласовываю с учителями, в какой день удобно проводить урок и составляю свое расписание на неделю. Это очень помогает в развитии коммуникативных навыков и навыков тайм-менеджмента », — говорит Туся.

Многие ученики «Демократической школы» привязаны к обычному общему образованию, и в личном кабинете на портале Центральной школы социального образования у них есть список предметов, по которым они должны сдать выпускные онлайн-экзамены для аттестации в школе.

«Моей главной задачей в этом году было получить сертификат», — говорит Туся. — Больше времени уделял гуманитарным вопросам, потому что они меня радуют. А еще я решил улучшить свои знания по физике и химии, даже если они мне не нужны при поступлении. Теперь моя цель — понять, куда я хочу пойти. И в будущем, в зависимости от выбранного мной плана, я буду наращивать свой учебный год.

Когда дети покидают обычную государственную школу, чтобы перейти в новую, более свободную академическую среду, на адаптацию уходит около двух месяцев. Сначала они немного растеряны: никто не занят своей работой. Но потом они привыкают и начинают самостоятельно генерировать идеи и предлагать разные занятия.

В первый месяц мне было сложно понять, за что держаться: нужно было сдавать аттестат по 15 предметам. В таких случаях обычно помогают целители. В школе вы можете выбрать человека и пригласить его поработать с вами. Мой куратор помогал мне с планировкой, документами, учебниками и во всем поддерживал.

Здесь любой учитель готов оказать помощь — это основное отличие от моей старой школы. Для меня было открытием, что, если ты не хочешь что-то делать, ты можешь этого не делать. Твои проблемы не обесцениваются, о тебе заботятся и полностью тебя принимают.

Вы тоже решаете: все школьные правила утверждаются голосованием. Это дает вам чувство собственной значимости, вы чувствуете себя спокойным, потому что никто вас не осудит. В течение года школа помогла мне улучшить свои навыки межличностного общения и критическое мышление. В обычной школе вас тянут: вы находитесь в системе, где вы переходите от урока к уроку, не могу, изучая бесполезные и бесполезные дисциплины. А вот вы сами являетесь директором своей школы и должны составить программу обучения. Это очень полезно и развивает независимость, креативность и умение работать в команде.

Пожалуй, минус школы, из-за которого она может подойти не всем, — это «проседание» академических знаний. Одни студенты приходят на серьезную подготовку в плотном режиме, другие — на общение, и им ценно проводить время в обществе, но, скорее всего, академических знаний у них будет меньше».

Как составить индивидуальный учебный план

Не существует универсального подхода. Однако при разработке индивидуального резюме помните, что IEP — это не то же самое, что рабочий график.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в рамках образовательной программы школы. При сертификации ребенка, обучающегося по IEP, спросят так же, как и всех других детей, за его или ее параллели.

Индивидуальная учебная программа должна включать:

  • инвариантная часть федерального компонента — обязательные предметы базового уровня;
  • переменная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы, обязательные для изучения в той или иной республике или регионе Российской Федерации;
  • составляющая образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана:

  1. Выявление характеристик и потребностей студента.
  2. Определение уровня знаний, навыков и умений ребенка.
  3. Изучение федеральной основной и школьной программы обучения.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составьте индивидуальный учебный план на основе всех полученных данных.

Кто составляет индивидуальный учебный план

При заочном обучении эту работу обычно выполняет школа (в идеале вместе с родителями), при семейном воспитании разработка индивидуальной учебной программы, как правило, ложится на плечи родителей.

Особенности плана индивидуаьного обучения

Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечня предметов, последовательности их изучения и интенсивности работы. Главное, чтобы все оставалось в рамках ФГОС. Вот как это можно реализовать:

  1. Список предметов. Это номер и название дисциплин, которые ребенок должен изучать в учебном году. Предметы могут быть включены и исключены. Но есть дисциплины, обязательные для изучения по ФГОС, полное исключение их из учебной программы не допускается. Например, если информатика преподается в школе с седьмого класса, то вы можете начать изучать ее с пятого класса.
  2. Ниже последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное обучение: пять часов в неделю по математике, четыре часа по физике, два часа по истории и так далее. Согласно IEP, предметы можно изучать последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), потом литература (105 часов), потом химия и так далее. Можно комбинировать параллельное и последовательное обучение. Мы говорим круглый год на английском по три часа в неделю, а остальные предметы — по блокам.
  3. Интенсивность работы. Это количество часов на курс в год. IUP позволяет уменьшить или увеличить почасовую нагрузку. Поэтому, если в школе или классе есть математический уклон, а ребенок — гуманитарий, он имеет право изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: вы можете повысить уровень изучения предмета, даже если в школе его преподают на базовом уровне.

Как оформляют переход на ИУП

Порядок обучения в IEP определяется школой. Не во всех школах есть возможность (бесплатные уроки, преподавательский состав с персоналом) организовать это. Даже в этом случае любая школа должна предоставить возможность ликвидировать академическую задолженность путем перехода на FTI. Возможность учиться в школе по индивидуальной программе прописана в местных школьных документах. Положение о ИУП рассматривается и утверждается педагогическим советом школы, после чего утверждается приказом директора.

Мы предоставим пошаговую процедуру перевода в школу.

Шаг 1. Родители пишут заявление на имя директора школы с просьбой о переводе на обучение по программе IEP. В старших классах приложение пишет сам ученик. В выписке указывается период, на который требуется FTI.

Образец бланка заявления на перевод

Обучение по индивидуальной программе в школе

Фаза 2. Завуч вместе с преподавательским составом готовит IEP. План утвержден, в нем указан срок действия. График уроков и консультаций согласовывается с родителями.

Шаг 3. Родители заключают образовательный контракт IEP со школой.

Шаг 4. Директор школы издает приказ о переводе ребенка в IEP. Ребенок учится по индивидуальному плану, числится в этой школе и соблюдает все ее правила.

Как построить индивидуальный образовательный маршрут?

«Сейчас дети учатся по-другому, так как это непонятно взрослым», — говорит Светлана Марзеева, соучредитель Ассоциации развития семейного воспитания. По ее словам, основной способ обучения современных школьников — это гаджеты, и школа уже давно потеряла свою актуальность.

«Раньше было важно накопление информации, это было действительно актуально для того времени, это были свежие научные данные, необходимые как для развития интеллекта, так и для будущей профессии студентов. Но за последние годы содержание образовательных стандартов полностью устарело, превратилось в пустую трату информации.

Сегодня образование в государственных школах — это информационное отравление, от которого больше вреда, чем пользы. ФГОС вообще не изменился, он просто расширяется и интегрируется. В результате дети перегружены, они тратят время на вещи, которые им никогда не пригодятся в жизни, но не развивают жизненно важные навыки и способности».

По словам Светланы, при такой нагрузке зачастую это лучший вариант, если нет желания или возможности полностью бросить государственную школу, написать заявление на имя директора школы о переходе на обучение согласно к индивидуальному учебному плану. Он позволяет включать и исключать учебные предметы, изучать их блоками, а не параллельно, как в школе, сокращать часы обучения до минимального базового уровня, определенного ФГОС. Это удобно, если ребенок активно занимается спортом, или ему нужно меньше стресса, или ему нужно больше времени для изучения материала.

Далее школа и родители заключают договор, в котором прописывают детали: например, что ученик не посещает школу по средам, а также уроки ИЗО в связи с обучением в художественной школе; не ходит на уроки русского языка, который изучает в онлайн-школе, где и получает оценки, а госшкола заносит их в ведомость согласно договору о сетевом взаимодействии.

Менее категорична в этом вопросе Полина Гавриленко, соучредитель образовательного проекта «PROschool», педагог Полина Гавриленко. По ее словам, школы постепенно перенимают положительный опыт и стремятся реализовать принцип индивидуализации обучения. Большинство учебных заведений переходят на модель профильного обучения в старших классах. Некоторые школы вводят индивидуальную образовательную траекторию.

Это бывает по-разному. Маршрутные листы где-то формируются только для необязательных занятий; где-то создается индивидуальная траектория для конкретной темы, и ребенок выбирает ритм усвоения материала, тему, форму контроля; а где-то среди большого количества курсов и факультативов с помощью репетитора студент формирует свою образовательную траекторию. Чем богаче образовательная среда, тем привлекательнее для ребенка выбор и с большей вероятностью он угадывает направление. Но этот сценарий требует много ресурсов.

«Сегодня сложно реализовать школьную модель, ориентированную на развитие индивидуальности каждого ребенка», — говорит Полина. — Чаще всего это могут себе позволить небольшие авторские или альтернативные школы, где много родителей, и там учатся дети, как правило, из семей с высоким социально-экономическим статусом. Они заинтересованы в максимальном развитии ребенка и включены в его обучение. Есть солидарная ответственность за результат. Школа и родители стараются удовлетворить потребности ребенка и, в случае трудностей или рисков, адаптируют образовательную траекторию.

В случае с массовой школой ситуация обратная. Для большинства родителей школа — это своего рода кладовая. Представьте, что родители беспокоятся о том, как заработать на кусок хлеба, и теперь их просят выбрать предметы, которые интересны ребенку или пригодятся ему в будущем. Вряд ли они смогут это сделать, учитывая низкий уровень осведомленности родителей о профориентации».

Также Полина отмечает: независимо от трендов на рынке труда, такие качества, как самостоятельность, ответственность, умение учиться, сотрудничать, быть лидером там, где того требует ситуация, активность и инициативность не менее ценны, чем знания. Но, обучая всех по одной программе, добиться таких результатов сложнее.

В идеале репетитор поможет вам составить индивидуальную образовательную траекторию. В отличие от традиционного учителя, репетитор ничего не навязывает, а помогает сориентироваться в своих интересах, желаниях, потребностях, синхронизировать их с тем, что требует рынок труда, с тем, что важно уметь делать в современном мире.

Создавая образовательную траекторию на независимой и внеинституциональной основе, Полина Гавриленко советует учителям и родителям обращать внимание на следующие принципы:

  • Ребенок должен быть психологически готов к выбору. Ситуация выбора сама по себе является стрессовой. Также стоит подумать о мероприятиях, связанных с возрастом. Следовательно, для старшего подросткового возраста характерны поиски себя, самоопределение. Создание индивидуальной траектории обучения отвечает этим задачам как никогда раньше.
  • Сосредоточьтесь на личных интересах ребенка, предлагая новые занятия. У детей редко бывают укоренившиеся предпочтения, и интерес развивается со временем, когда они учатся.
  • Рассмотрим зону ближайшего развития. Уроки должны быть в меру сложными: они требуют усилий, но не сверх меры, иначе развития не будет.
  • Целью курса должна быть индивидуальная образовательная программа. Ценность МОМ заключается в подготовке ребенка к личному и социальному самоопределению.
  • Чтобы ребенок действительно приобрел опыт в разработке собственного образовательного пути и стал настоящим субъектом выбора, он должен сам увидеть смысл. В противном случае создание МОМ превратится в нормативную, а не личную задачу. Но это уже называется по-другому: персонализация обучения.

Эксперт и консультант по образованию Полина Мальцева считает школу только одним из инструментов, с помощью которых можно построить индивидуальную образовательную траекторию:

«Ни одна школа не обеспечит ребенка всем необходимым для качественного развития. Нам нужно собрать мозаику, где одним из элементов является школа, а днем ​​- другие. Когда речь идет о дошкольниках или младших школьниках, в семье выстраивается индивидуальная образовательная траектория. А для его формирования нужно проделать три универсальных шага:

  1. Определите целевой статус. Какая будет цель на выходе — когда ребенок уже взрослый и уже реализован в жизни? Что это за жизнь и каковы в ней ценности и приоритеты?
  2. Чтобы понять, что нужно дать сейчас, чтобы прийти к этому объективному состоянию. Появляется образовательная модель: необходимые знания, навыки, компетенции и личные качества, которыми ребенок должен обладать, чтобы добиться успеха и достичь поставленной цели. Когда родитель видит все эти элементы, необходимо понимать, как они будут «закрываться», что даст за это школа, кружки, секции, воспитатель или семья.
  3. По мере роста ребенка и достижения новых целей необходимо периодически пересматривать путь и при необходимости адаптировать его».

Как оформить переход на индивидуальное обучение

Порядок обучения по индивидуальной учебной программе определяется школой. Если ваши местные действия не включают работу с IEP, вам, скорее всего, придется искать другую. Исключение составляет обучение по индивидуальной программе для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на IEP зависит от выбранной вами формы обучения.

Если вы получаете образование в организации (очное, заочное и заочное обучение в школе):

  1. Родители обращаются в школу для получения индивидуальной программы обучения. Обозначает период, на который у студента есть индивидуальная учебная программа.
  2. Родители и школа заключают договор об обучении по программе IEP.
  3. Директор школы издает приказ, копия которого хранится в личном деле ученика. В этом случае ребенок остается в школьном контингенте и подчиняется его правилам.

Если вы учитесь вне образовательной организации (семейное воспитание, самообразование):

  1. Родители информируют органы местного самоуправления о переходе на семейное воспитание.
  2. Родители выбирают школу для поступления.
  3. Родители и школа заключают соглашение об оценке, неотъемлемой частью которого должны быть индивидуальный учебный план и программа оценки. При этом IEP должен подходить для сдачи аттестатов, то есть соответствовать образовательной программе школы, а также учитывать интересы ребенка.

Кто может обучаться по индивидуальному плану в школе

возможен переход к обучению по индивидуальной программе обучения в случаях, предусмотренных законодательством, а также локальными актами школы. Например:

  • Ребенок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее, чем его сверстники. Кроме того, вы можете проходить IEP по всем, нескольким предметам или только по одному за раз.
  • Ребенок не может посещать школьные часы из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
  • Ребенок не может адаптироваться к школе или по состоянию здоровья вынужден ходить на домашнее обучение.
  • У ребенка долги по учебе. В этом случае IEP позволяет не оставаться на второй год.
  • Другой.

Индивидуальный учебный план для детей с ОВЗ

Индивидуализированное учебное обучение следует отличать от адаптированного учебного обучения (АОП). Последняя предназначена для детей с ограниченными возможностями, переход на нее осуществляется по рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и с согласия законных представителей.

Законодательный уровень не предусматривает обязательной сдачи итоговой аттестации для лиц, обучающихся в АОП, но образовательные учреждения вправе сами решать, формы такой аттестации. Студенты по адаптированным образовательным программам получают не сертификат, а сертификат о прохождении обучения.

Что касается IEP, обычные образовательные программы проводятся в вашем собственном темпе. Дети с IEP сдают итоговую оценку статуса в целом и могут вернуться к обычному обучению в любое время.

Кто может перейти

Те, кому необходимы особые условия обучения, переводятся на индивидуальную программу обучения:

  • школьники, которые осваивают образовательные программы медленнее или быстрее своих сверстников;
  • школьники, испытывающие трудности с посещением школы по единому для всех расписанию занятий спортом (профессиональные спортсмены), творческой деятельностью, по семейным обстоятельствам;
  • дети, которые не смогли адаптироваться к школе;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • школьники со школьными долгами.

Переход на индивидуальный план разрешен только с согласия родителей и по их письменному запросу.

Причины перехода определяют цель, ради которой разрабатываются индивидуальные учебные планы:

  • дать более глубокое образование, чем основная программа;
  • дать общее образование детям с стойкой дезадаптацией в школе;
  • предоставление общего образования детям с ограниченными возможностями;
  • дать общее образование детям, которые не могут осваивать образовательные программы в большом детском коллективе.

Школы издают локальные акты о переходе на IEP, в которых указываются другие случаи перехода на индивидуальное обучение.

Как индивидуальные образовательные траектории влияют на социальное неравенство?

Выступая на конференции «Тенденции образования 2021», научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин поднял вопрос о неравенстве возможностей: «Если у нас есть индивидуальная траектория, то разрушаем школу системы, мы также разрушаем обычную социальную группу, хорошую или плохую. И, вводя выбор в эту индивидуальную траекторию, мы создаем новую ситуацию, в которой риски неравенства усугубляются».

Оцените статью
Блог про школу