Почему ребенок плохо ведет себя в школе: стоит ли наказывать за плохое поведение в школе

Причины плохого поведения в школе

Австрийский педагог и психолог Рудольф Драйкурс на протяжении всей своей жизни изучал деструктивное поведение детей. Он считал, что это можно исправить без чередования наказаний и поощрений. В своих трудах он определил четыре «вводящих в заблуждение целей для неправомерных действий детей»:

  1. Ребенок требует внимания. Когда «хороших» методов недостаточно, он начинает отвлекать учеников в классе, перебивает учителя и просто шутит.

Дети часто так себя ведут, если взрослые обращают внимание только на плохое поведение и воспринимают хорошее как должное. Или когда им вдруг станет не до него. Например, если в семье произошли изменения: переезд, развод или появление нового члена семьи.
В младших классах такое случается, если ребенок не успел пообщаться до школы. Своим поведением он пытается привлечь то же внимание, что и дома.

Студент хочет завоевать уважение сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому он конфликтует с учителями и всячески борется с правилами школы. Обычно таким образом ребенок пытается защитить себя: он нападает первым, потому что боится стать жертвой.

Чтобы ваш ребенок почувствовал себя важным, вам нужно дать ему больше независимости, например, поручая ему простые домашние дела, хваля и отмечая школьные достижения.

  1. У ребенка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Часто гнев переходит на взрослых или более слабых учеников.

важно найти и устранить причины накопившихся жалоб. Не менее важно бороться с последствиями, но лучше всего это делать со специалистом. Психолог поможет ребенку понять свое недовольство, свои страхи и безопасно пережить их для себя и других.                                         ‍

  1. Ребенок, отчаявшийся в успехе, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не отвечает на просьбы учителя и может заниматься своими делами во время урока. Такое поведение не всегда вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в себя.

Ребенок не может быть плохим во всем: обязательно что-то у него получается. Важно отметить его успехи и обсудить, чем он любит заниматься и как он это делает. Позже он сможет перенести эти алгоритмы на другие ситуации.

Могут быть и другие причины плохого поведения. Например, плохое влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблемы в семье. А может, ребенку просто неинтересно учиться, так что это стыдно.

Что делать с плохим поведением ребёнка в школе

Прежде всего, надо не искать виновных, а попытаться понять это:

  • Как часто случается плохое поведение?
  • В каких ситуациях плохо себя ведет ребенок?
  • На кого нацелены его выходки?

Если вам сложно ответить на эти вопросы, обратитесь к психологу. Специалист поможет установить причину и даст рекомендации.

Помните, что поведение ребенка нельзя изменить, не изменив поведения родителей. Поэтому хороший специалист работает всей семьей. Если психолог занимается только ребенком и не включает вас в работу, то глобальных изменений ждать не стоит.

Понимание того, почему ваш ребенок плохо себя ведет в школе, может помочь улучшить ситуацию. Важно показать ребенку, что каждой из его целей можно достичь разными способами. Попробуйте вместе поискать эти пути:

  • Подружитесь со своим ребенком. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и понятым. Проводите время вместе, обсуждайте его увлечения и заботьтесь о его успехах и неудачах.
  • Посоветуйтесь со своим ребенком. Прежде чем принять решение, поинтересуйтесь мнением ребенка — например, куда поехать в отпуск или что подарить сестре на день рождения. Послушайте ребенка, и он поймет, что его мнение важно.
  • Учите ребенка разрешать конфликты. Покажите своим примером, как достойно выходить из сложных ситуаций, вместе найдите эти примеры — в жизни, в книгах и фильмах.
  • Помогите ребенку поверить в себя. Ему понадобится поддержка, чтобы заставить других уважать его и не бояться.
  • Создайте здоровый образ жизни в семье. Если ребенок живет в атмосфере взаимного уважения и чувствует себя нужным, у него, скорее всего, не будет причин плохо себя вести в школе.

Имеет ли право учитель кричать на учеников, оскорблять и подвергать любому виду насилия?

Мы привыкли, что учитель свободно выражает свои эмоции: он может кричать на ученика, бить кулаком по столу, увести за ухо злобного человека из класса. Так было в детстве, в современных школах это происходит регулярно.

Но на самом деле учитель не имеет на это права! Закон защищает человеческое достоинство студентов, защищает их от оскорблений и всех видов насилия (физического и морального).

Что делать, если учитель не соответствует этим требованиям? Жаловаться! За нарушение правил обращения с учащимися к учителю могут быть применены различные формы дисциплинарного воздействия, вплоть до увольнения. А если учитель оскорбил ученика в неприличной форме, на него может быть наложен штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Что делать родителям, если ребенок жалуется на то, как с ним ведет себя учитель?

  • Вначале имеет смысл попытаться решить проблему мирным путем. Поговорите с учителем, постарайтесь понять, почему он так себя ведет (а это действительно так плохо, как описывает ребенок).
  • Если не удалось договориться с преподавателем, договоритесь о встрече с директором. Возьмите с собой два экземпляра заявления (один останется у вас). Менеджер обязан ответить на ваш вопрос письменно в течение 30 дней.
  • Если обращение к директору не помогло, обратитесь в РОНО или ООН (в разных регионах эти организации имеют разные названия).

Если доказано обратное — ученик оскорбляет учителя — к нарушителю будет применено дисциплинарное взыскание (выговор, выговор, отчисление из школы). Подросток (14-16) лет может быть привлечен к гражданской ответственности (ст. 1074 ГК РФ).

Но что делать, если диалог с учителем постоянно перетекает во взаимные обвинения?

Более того, вы уже потеряли всякую надежду на установление контакта с ним, и звонки в школу становятся все более частыми…

Значит, вы должны решить проблему в обход учителя. Это намного сложнее, но все же возможно.

Сначала проанализируйте ситуацию в целом

  • От кого поступают жалобы: от учителя или от нескольких одновременно?
  • Как у вашего ребенка развивается общение со сверстниками?
  • С кем общается ваш ребенок?

Ответы на эти вопросы помогут вам более четко понять ситуацию.

Если у вашего ребенка нет проблем ни с другими учителями, ни со сверстниками, но вас постоянно вызывает в школу один и тот же учитель, значит, проблема, скорее всего, не в ребенке. Задайте этот вопрос учителю в лицо, не кажется ли ему странным, что только у него проблемы с учеником, а у всех остальных учителей нормальные отношения с ребенком?

Посоветуйтесь с другими родителями, что, если один из них находится в такой же ситуации и поэтому может вам помочь?

Если вы уверены, что проблема в конкретном учителе, смело идите к директору. Поскольку учитель не хочет вас слушать, позвольте начальнику слушать. Как правило, администрация школы терпимо относится к родителям, поэтому к вам будут внимательно относиться.
Важно! Не сдавайтесь! Поинтересуйтесь, какие меры администрация приняла для решения вашей проблемы. Если теряешь интерес, остальное даже больше. Родитель — это человек, который больше всего заинтересован в воспитании детей.

Даже в такой ситуации не стоит ругать учителя перед ребенком. Ведь взрослый окончательно потеряет авторитет в глазах ученика, а это может привести к дальнейшим проблемам. Учителя заменить нельзя. Будет очень сложно просто убедить ребенка в том, что он должен подчиняться учителю, который его обидел, а потом оказался виноватым.

Когда вы узнаете, что у вашего ребенка проблемы в школе, поговорите с ним. Спокойно, без нареканий, это очень важно.

Вы хотите, чтобы малыш открылся вам? Создайте для него комфортные условия. Заверьте его, что вы друг, который хочет помочь и всегда будет его поддерживать. Говорите с ним на равных — этот совет актуален в любом возрасте.

Сначала поговорите с ребенком

Узнав, что вас зовут в школу, вы не должны упускать из виду самое главное — первое, что вам нужно сделать, это поговорить с ребенком.

Эту фазу нельзя пропускать ни в коем случае. Во-первых, вам нужно понять, что происходит и о чем вам нужно будет поговорить с классным руководителем (или учителем, который хочет поговорить с вами). Во-вторых, вам нужно выслушать описание ситуации через рот ребенка, а затем трезво оценить его.

Могут ли исключить ребёнка из школы за плохое поведение

Пункт 2 части 2 статьи 61 Федерального закона «Об образовании» гласит, что отчисление может быть дисциплинарной мерой, но только с 15 лет.

За что именно могут отчислить

За нарушение устава школы и других правил внутреннего распорядка (например, распоряжения завуча или директора).

В этом случае вычет применяется, если:

  • ребенок неоднократно нарушал дисциплину,
  • другие меры (замечания, напоминания) не сработали,
  • ученик нарушает права других учеников и сотрудников школы,
  • действия преступника мешают учебе в школе,
  • ученик не следит за учебной программой — например, долго не ходит в школу без уважительной причины.

Как происходит отчисление

Решение принимает школа, но учитывает мнение родителей. Также нам нужно согласие Комиссии по делам детей.

Директор отчисляет ученика и информирует родителей в течение трех учебных дней. Приказ директора может быть обжалован в Комиссии по разрешению споров между участниками образовательных отношений. Если это не поможет, вы можете обратиться в суд.

В течение одного года со дня исключения завуч может изменить решение по желанию несовершеннолетнего или его родителей. Если в этом году к ребенку не будут применены новые дисциплинарные меры, он сможет вернуться в школу.

Кто решает, по каким критериям выставляются оценки, и можно ли оспорить несправедливые отметки?

Критерии оценки устанавливаются школой. Согласно закону существует всего два «внешних» требования и критерия, по которым оцениваются знания студентов:

  • итоговые оценки по результатам НГЭ;
  • выпускные отметки за класс 11.

Во всех остальных случаях голосование на совести учителей. Но они не могут действовать по своему усмотрению, все критерии оценки знаний и трудолюбия учащихся прописаны в локальных актах школы.

Если вам кажется, что оценки вашего ребенка несправедливо занижены, сделайте следующее:

  • Первый шаг — поговорить с учителем. Вам нужно выслушать собеседника, чтобы понять, почему выставлены определенные оценки.
  • Если беседа не удалась или вас не устроили объяснения, обратитесь в администрацию школы. Перед этим ознакомьтесь с местными законами, чтобы узнать, по каким объективным критериям выставляются голоса. Если вы все же считаете, что учитель несправедлив, напишите жалобу на имя директора (в двух экземплярах отдайте один, второй останется у вас с датой принятия к рассмотрению и подписью). Вы должны получить письменное объяснение того, почему проводится такая оценка.
  • Параллельно можно обратиться в комиссию по разрешению споров между участниками образовательных отношений (должна быть создана школой).
  • Если директор не дал вам удовлетворительного объяснения, вы можете связаться с ООН или RONO, другими органами образования. Если ситуация не исчезнет, ​​можно обратиться в суд.

Как вызывать родителей правильно

Во-первых, родителей лучше не «звонить», а «приглашать». В такой формулировке больше уважения к родителям, тем более что в самом слове содержится право отказать. Родителей не нужно вызывать в школу с угрозами, надеясь на силу голоса — вы должны привести правильные аргументы в пользу их присутствия. При этом не нужно превращать родителей в единственных спасителей ситуации: они могут задаться вопросом, почему школа ничего не сделала сама. Важно сообщить, что школа принимает меры, но помощь родителей все еще необходима.

Во-вторых, в большинстве ситуаций учитель замечает, что с учеником что-то не так, задолго до того, как потребуется вмешательство родителей. Но даже тогда стоит проинформировать об этом родителей: если ученик однажды пропустил урок, необходимо предупредить родителей, возможно, они сами захотят подойти и поговорить. Когда родители заранее знают, что у ученика проблемы, они готовятся к их вмешательству.

В-третьих, всегда необходимо уважать родительские границы. Это взрослые работники, которые не всегда могут прийти и обсудить двоих-троих по несколько часов подряд. Важно привести аргументы, чтобы мотивировать их прийти, быть готовыми отказаться и подготовиться к встрече так, чтобы это было полезно для всех.

Могут ли родители не прийти

Да, они могут. И чаще всего они делают это не потому, что у них нет времени, а из-за эмоций, которые возникают, когда их провоцируют. Они могут включать страх, стыд, вину и гнев. Родители опасаются, что у их детей проблемы и они сами не смогут с ними справиться. Им стыдно и стыдно за то, что они не приняли необходимых мер, что ребенок причиняет вред другим и себе. И они недовольны тем, что сама школа не смогла справиться с ребенком и его проблемами. Чтобы помочь родителям справиться с эмоциями, педагог должен проявлять предельное уважение и такт и не давить на родителей еще сильнее.

С другой стороны, если ребенок ссорится, портит школьное имущество или оскорбляет учителей, вмешательство родителей необходимо, несмотря на тяжелые эмоции. Если родители не ответят, школа может связаться с Комиссией по делам несовершеннолетних, и они сами будут взаимодействовать с родителями и сделают все, чтобы заставить их связаться.

Главное правило, о котором нельзя забывать

Большая ошибка всех родителей, пришедших на экстренное собрание по поводу поведения своего ребенка или совершенного им акта, состоит в том, что они позволяют решать все вопросы в присутствии «виновника» этого события. Помните главное — все обсуждения должны вестись без него.

Даже если вас вызывают в экстренной ситуации и вы до сих пор не знаете, что будет обсуждаться по прибытии на место происшествия, подойдите к своему ребенку и успокойте его (поверьте, он очень переживает в этой ситуации). Вы должны сесть перед ним и, глядя ему в глаза, сказать: «Не волнуйтесь, все будет хорошо, мы все решим».

После этого нужно отослать ребенка и только потом переходить к процедуре вместе со взрослыми. Раскрыть отношения в его присутствии категорически невозможно.

Что  делать, если все-таки возникает конфликт?

Нам помогут стратегии разрешения конфликтов. Мы всегда помним о цели, когда начинаем общение с учителем или родителем. Очень важно понять ситуацию, которая произошла с ребенком. Мы всегда помним, что общение между родителями и учителями влияет на детей. Лучше, чтобы родитель и педагог при решении проблемных ситуаций не общались с ребенком.
Стратегия

Самая эффективная стратегия — стремиться к сотрудничеству. Это идеальный сценарий, но работают и другие стратегии, только в разных ситуациях. Если мы возьмем такой пример, что в классе есть издевательства, а учитель отказывается что-либо делать, тогда мы должны бороться за интересы ребенка. Это может быть спор в суде или посещение другой школы. В конфликтных ситуациях всегда помните об интересах ребенка и законе (Федеральный закон об образовании, Конституция РФ).

Отличный способ общения — это прямое общение, когда вы без колебаний говорите о том, что происходит. Если случилась ситуация издевательств, называйте ее именно этим словом, не привязывая розовые бантики к безобразной реальности.

Как регулировать выражение своих чувств и эмоций?

  • Развивайте свой эмоциональный интеллект.
  • Упражнение.
  • Посетите консультацию психолога.

А еще лучше все вышеперечисленное.
В идеале родитель и учитель должны быть командой, но если такой команды не произошло, но это никак не повлияет на вашего ребенка, то это нормально. Помните, прежде всего, вы действуете в интересах ребенка. Если вам что-то немного не нравится, это не повод переводить его в другой класс или школу и создавать для него стрессовую ситуацию.
Главное, указать учителю, что у вас с ним есть общие интересы. Скажите ему, что для вас важно дать образование своему ребенку. Важно помнить, что родитель и учитель не враги, они должны быть одним целым.

Всегда помните о цели вашего общения — достичь максимальной эффективности!

Как вести беседу с учителями

В этой ситуации поведение родителя играет огромную роль. Даже если вы понимаете, что ваш ребенок действительно неправ, вам следует просто занять его позицию.

При этом не нужно связываться с учителями, поступайте с умом. Например, вам говорят: «Ваш сын бил своего одноклассника, пока тот рвал ему рубашку». Нет нужды отрицать это, просто попросите учителя выразиться правильнее: «Я не бил, а дрался». Вам говорили, что ваш сын «украл чужую вещь»? Правильно: «Я не крал, но взял». Объясните педагогам, что вы сейчас не в суде и что использовать такие категоричные формулировки просто неуместно.

Во время процесса постарайтесь понять, что на самом деле стало причиной поступка ребенка. Не будет лишним уточнить, единственный ли это случай или подобные инциденты уже случались не раз.

Если дело единичное, обязательно сделайте все возможное, чтобы разрешить конфликт. Для этого вам, скорее всего, потребуется встретиться с родителями другого участника ДТП и вместе с ними решить проблему. Кроме того, нужно пообещать всем, что с вашей стороны будут приняты все необходимые воспитательные меры, благодаря которым такая ситуация не повторится.

Источники

  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/plohoe-povedenie-v-shkole-chto-delat
  • https://roscontrol.com/ozpp/article/chto-delat-esli-uchitel-krichit-i-zanigaet-otsenki-prava-uchenikov/
  • https://baragozik.ru/7-10-let/postoyanno-vyzyvayut-v-shkolu-kak-pravilno-vesti-sebya.html
  • https://www.syl.ru/post/society/242574
  • https://EduRegion.ru/k-zhurnal/roditeley-v-shkolu/
  • https://rosuchebnik.ru/material/effektivnye-peregovory-kak-pogovorit-s-uchitelem-ne-navrediv-situatsii/

Оцените статью
Блог про школу