- Собрание для родителей будущих первоклассников
- Цель и задачи родительского собрания
- Приветствие
- Рассказ о школе
- Рассказ о программе «Школа России»
- Тест для родителей
- Математика
- Чтение
- Разговорная речь
- Общий кругозор
- Советы родителям для успешной адаптации первоклассника
- Оценки, кружки, продленка, питание
- Что запрещено?
- В классе или в зале?
- Некоторые принципы общения с родителями на собрании
- Кого пригласить?
- Для отчетности
- Раздаточные материалы
- С чего начать?
Собрание для родителей будущих первоклассников
В начале встречи педагог указывает цель встречи с родителями. Потом он говорит о себе, о школе. Он знакомит родителей с навыками, которыми должен обладать будущий первоклассник. Раздаёт анкеты.
Цель и задачи родительского собрания
Во время встречи родителям объясняют, какие условия нужно создать для первоклассников, чтобы они быстро интегрировались в школьную жизнь.
Цель встречи: создать условия для лучшей адаптации будущих первоклассников к школе.
Цели встречи:
- Познакомьте родителей с учителем.
- Познакомьте родителей друг с другом.
- Рассказывает о трудностях адаптации, дает советы, как адаптировать ребенка к школе.
- Дайте советы и рекомендации по подготовке детей к школе.
Приветствие
— Здравствуйте, дорогие мамы и папы! У вас мероприятие: ваш ребенок впервые переступит порог школы. Как он усвоит знания, понравится ли ему быть учеником, как будут складываться отношения с учителем и одноклассниками? Эти вопросы интересуют всех родителей, даже если это не первый ребенок, который ходит в школу.
Рассказ о школе
— Разрешите немного рассказать о себе. (Учитель рассказывает о себе, своих увлечениях.)
Рассказ о программе «Школа России»
Согласно введенному в 2011 году ФГОС, Родительское собрание будущих первоклассников по ФГОС должно быть построено таким образом, чтобы информировать родителей о графике обучения их детей.
— Дети будут учиться по программе «Школа России». Эта программа доступна, дает хорошие навыки работы с компьютером, учит детей работать самостоятельно. С 2011 года все школы перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Все учебники в комплекте «Школа России» соответствуют этим стандартам. К каждому учебнику прилагается рабочая тетрадь.
— С 1 сентября для ваших детей все будет по-другому: уроки, учитель, одноклассники. Очень важно, чтобы вы были рядом со своими детьми. Теперь мы отличная команда. Надеюсь, что все четыре года наша команда будет дружной и сплоченной. Только вместе, вместе мы преодолеем все трудности в обучении и учебе детей.
Тест для родителей
Предлагаю вашему вниманию небольшой тест: «Тест для родителей». Эта информация только для вас, постарайтесь максимально честно ответить на все вопросы. За каждый утвердительный ответ присвойте 1 балл.
Тестовое задание:
- Как вы думаете, ваш ребенок хочет пойти в первый класс?
- Планируете ли вы в школе узнавать много нового и интересного?
- Может ли ваш ребенок какое-то время (15-20 минут) самостоятельно заниматься кропотливой работой (рисовать, лепить, собирать мозаику и т.д.)?
- Можете ли вы сказать, что ваш ребенок не стесняется незнакомцев?
- Умеет ли ваш ребенок последовательно описывать картинку и составлять на ее основе как минимум пять предложений?
- Ваш ребенок знает стихотворение наизусть?
- Можете ли вы назвать данное существительное во множественном числе?
- Ваш ребенок умеет читать хотя бы по слогам?
- Ваш ребенок считает до десяти вперед и назад?
- Можете ли вы сложить и вычесть хотя бы одну единицу из десяти первых чисел?
- Сможет ли ваш ребенок записать в тетрадь квадратной формы простейшие элементы, аккуратно перерисовать мелкие мотивы?
- Ваш ребенок любит рисовать и раскрашивать?
- Умеет ли ваш ребенок обращаться с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?
- Сможете ли вы собрать весь рисунок из пяти элементов изображения, разрезанного на части, за одну минуту?
- Ваш малыш знает имена диких и домашних животных?
- Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, как назвать яблоки и груши одним словом?
- Вашему ребенку нравится проводить время в одиночестве, занимаясь чем-нибудь, например рисованием, сборкой конструктора и т.д.
Если вы ответили утвердительно на 15 или более вопросов, ваш ребенок готов к школе. Вы не зря занимались с ним и в будущем, если у него возникнут трудности в обучении, он сможет с ними справиться с вашей помощью.
Если ваш ребенок отвечает на 10–14 приведенных выше вопросов, значит, вы на правильном пути. Во время учебы он многому научился и многому научился. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, подскажут, на какие моменты нужно обращать внимание, что еще нужно практиковать с ребенком.
Если количество положительных ответов составляет 9 или меньше, вам следует уделять больше времени и внимания занятиям вашего ребенка. Он еще не готов идти в школу. Ваша задача систематически заниматься с ребенком, тренировать выполнение различных упражнений.
В преддверии школы очень важно научить ребенка самостоятельности. Ребенку придется выполнять задание за заданием, принимать решения, строить личные отношения с одноклассниками и учителем, а затем брать на себя ответственность.
Также мы проводим первую встречу с родителями будущего первоклассника в школе, чтобы вы, дорогие родители, поняли, какими знаниями должен обладать ребенок для успешной учебы.
Математика
важно научить ребенка ориентироваться в пределах дюжины, чтобы он мог считать в обратном порядке, уметь сравнивать числа, понимать, что больше, что меньше. Чтобы ребенок не забыл цифры, запишите их. Вокруг много чего нужно считать, так что пока посчитайте шишки, птиц, деревья. Предлагайте ребенку простые задания из окружающей его жизни. Например: на дереве сидят три воробья и четыре большие синицы. Сколько птиц на дереве? Ребенок должен уметь внимательно прислушиваться к состоянию проблемы.
Чтение
В первом классе, по крайней мере, многие дети обычно читают, поэтому вы можете играть со звуками со своим ребенком: попросите его назвать окружающие предметы, которые начинаются с определенного звука, или придумайте слова, в которых следует встретить определенную букву. Вы можете играть с поврежденным телефоном и сортировать слова по звукам. И, конечно, не забывайте читать.
Разговорная речь
После прочтения книг всегда обсуждайте прочитанное. Научите ребенка отвечать на вопросы, выражать свои мысли, научите его отвечать не односложно «да» или «нет», а давать развернутые ответы. Научитесь связно говорить о произошедших событиях и анализировать их.
Общий кругозор
Ребенок должен уметь рассказать о себе, своих родителях, где они работают, где живут он, его мать и его отец. Вы должны познать окружающий мир: времена года, дни недели, деревья, птицы, насекомые, животные, рассказать ребенку все, что вы видите во время прогулки: это обогатит его познания о природе и окружающем мире. Научите ребенка делать выводы, задайте вопрос: почему вы так думаете?
Советы родителям для успешной адаптации первоклассника
Полезные советы:
- Учите ребенка быть независимым, не делайте для него того, что он может и должен делать в одиночку. Пусть делает это медленно и не очень хорошо, но самостоятельно.
- Не подавляйте инициативу ребенка, его познавательную активность.
- Поощряйте своего ребенка взаимодействовать с другими детьми, чтобы им было легче интегрироваться в школьное сообщество.
- Не ждите от ребенка немедленных результатов, его нужно вовлекать в учебу. Помните, что период адаптации к школе индивидуален: от 3 недель до 8 месяцев.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми.
- Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Сделайте все возможное, чтобы у вашего ребенка не было заниженной самооценки. Запреты и требования должны быть гибкими, их не должно быть много.
- Если вы уверены, что ребенок лжет, попробуйте посоветовать ему быть честным и выяснить, почему. Признаками лжи могут быть:
- развитое воображение;
- потребность в похвале или любви со стороны взрослого;
- попытка скрыть свою вину;
- попытка избежать наказания;
- неуверенность в собственном успехе;
- желание выразить неприязнь к тому, кто лжет.
Оценки, кружки, продленка, питание
Как показывает практика, эти темы наиболее актуальны для первой встречи нового учебного года.
Родители должны быть осведомлены о принципах оценивания, используемых школой в целом, и о том, как учителя основных предметов подходят к оцениванию. Отсутствие такой информации может вызвать претензии родителей не только к классному руководителю, но и к администрации школы. Расскажите о всероссийских практических тестах, итоговой аттестации в 9 и 11 классах и других процедурах оценки качества образования, с которыми столкнутся дети.
Как известно, образовательные стандарты предусматривают внеклассную деятельность; В школе могут работать самые разные клубы и секции. Обо всем этом нужно сообщить родителям при первой встрече, даже если они сами этого не просят. Подготовьте форму заявки (пример прилагается), чтобы родители могли сразу записать своих детей в клубы. Также необходимо обсудить возможности для детей оставаться в группе в течение продленного дня, условия, которые там возникают, и режим работы.
Расскажите об организации школьного питания. Если семьи платят за школьное питание, родителей следует проинформировать о принципах ценообразования, чтобы избежать жалоб. Еще один важный момент — это форма оплаты питания, а также продуктов школьной столовой. Если в школе есть для этого специальные карточки, родители должны знать, как они работают и как их получить.
Что запрещено?
При первой встрече с родителями особое внимание следует уделить правилам поведения учеников в школе. В заметке о поведении учеников в школе вы можете по пунктам перечислить наиболее важные запреты: например, запрещено использовать пошлость в школе, носить верхнюю одежду и головные уборы, порвать имущество и отходы, передавать оборудование и другие материальные ценности переходить из класса в класс без разрешения учителя, фотографировать и снимать на видео учеников и сотрудников без их согласия и т д. Обратите на последнее особое внимание — молодых TikTokers следует предупредить.
В классе или в зале?
Встречи родителей с учителями обычно проводятся в тех же классах, что и класс. Однако не исключено, что в аудиториях не удастся выдержать необходимое минимальное расстояние между людьми, и встречу придется перенести на отдых, собрание или даже спортзал.
Независимо от того, где проходит встреча, постарайтесь создать доброжелательную и гостеприимную атмосферу. Разместите на стендах коллективные фотографии класса, студенческие грамоты за победы в интеллектуальных или спортивных соревнованиях. Покажите видеозаписи занятий в классе до начала собрания.
Некоторые принципы общения с родителями на собрании
- Если родитель хочет поговорить, не отговаривайте его.
- Не произноси слова «нет».
- Используйте нейтральную лексику.
- Работа с фактами, избегая эмоций.
- Не отклоняйтесь от обсуждаемой темы.
- Не противопоставляйте учителей родителям и школу семье.
- С родителями вы союзники, а не противники. Попросите их о помощи и вовлеките их — большинство мам и пап будут рады стать информированной частью школьной жизни своих детей.
Кого пригласить?
Если есть возможность, пригласите на встречу одного из заместителей директора, психолога-педагога, социального педагога и, конечно же, учителей-предметников. Если они не могут прийти, запишите и покажите видео их выступлений.
Для отчетности
Еще один документ, который нужно подготовить заранее, — это протокол собрания. По результатам собрания его необходимо откорректировать — добавить информацию о новых предложениях и принятых решениях. В протоколе должны быть указаны все родители, присутствующие на собрании. Вы можете составить список заранее, а затем отметить присутствующих, или вы можете вставить чистый лист между строк, попросив участников собрания ввести свою фамилию, имя и отчество. Сохраняйте электронные и бумажные версии всех отчетных материалов.
По окончании собрания можно вручить почетные грамоты (благодарности) родителям, принявшим активное участие в жизни класса в прошлом учебном году. Это поможет сохранить доверие родителей-активистов и послужит стимулом для тех, кто еще не активен.
Раздаточные материалы
Чтобы не тратить лишнее время на собрании, все необходимые раздаточные материалы необходимо предоставить родителям заранее (по электронной почте, для справки, в бумажной форме до начала мероприятия).
Их можно извлечь из правил поведения учащихся в школе, записки с именами и краткого описания функций администраторов, учителей-предметников, медицинских работников и другого персонала школы, с которыми, вероятно, потребуется связаться во время занятий год. В начальной школе родителям также могут посоветовать, как организовать день ребенка.
Анкеты оценки школы могут быть включены в раздаточные материалы. По результатам анкетирования классный руководитель легко определит, какие вопросы необходимо обсудить с родителями на следующей встрече.
Заполните эти карточки и раздайте их родителям, чтобы заранее организовать последовательность вопросов
С чего начать?
Открывая встречу с родителями, вы должны в первую очередь рассказать об итогах прошедшего учебного года как в своем классе, так и в масштабе всей школы. Родители наверняка будут рады услышать короткие истории успеха выпускников, получивших высокие баллы на экзаменах и поступивших в вузы (если, конечно, есть такие примеры).
Сосредоточьтесь на том, как этой весной было организовано дистанционное обучение, с какими трудностями вы столкнулись. Отдельно благодарим родителей, которые помогли учителям и школе в это трудное время.
Так можно в двух словах рассказать об изменениях, которые произошли в школе в начале нового учебного года: организационные, личные и другие.
Прокомментируйте записку с именами и функциями сотрудников школы. Обозначьте круг вопросов, за которые каждый из них отвечает, и когда их следует решать. Не забывайте помнить, что при возникновении проблемы сначала нужно обсудить ее с классным руководителем, а только после этого, если приемлемое решение не может быть найдено, обратиться к руководству школы.